Какие права есть у пассажира, если его поезд пришел не вовремя?08.08.2012
Большинство пассажиров знают свои права в случае задержки авиарейса , но от накладок в расписании движения поездов тоже никто не застрахован. В сезон отпусков это особенно неприятно. Какие права есть у пассажира, если его поезд пришел не вовремя?
Дорога дальняя
На железной дороге не бывает «нелетной» погоды, но тем не менее поезда время от времени выбиваются из графика. В большинстве случаев за каждую задержку в пути железная дорога должна компенсировать пассажиру причиненные неудобства. Стандартный размер компенсации – 3% от стоимости билета за каждый час опоздания. Фирменные сверхскоростные поезда «Сапсан», «Невский экспресс» и «Аллегро» с дорогостоящими местами компенсируют опоздания по другим, более высоким ставкам: 25% от стоимости билета за задержку на 30–60 минут, полцены билета возвращается за опоздание от 60 до 121 минуты, а если прибытие поезда отложилось на 2 и более часов, то пассажиру вернут полную стоимость билета.
Время – это в прямом смысле слова ваши деньги. Поэтому в интересах пассажиров, чтобы каждая минута задержки была зафиксирована документально. По прибытии долгожданного поезда вам необходимо получить у дежурного станции справку о реальном времени прибытия железнодорожного состава – отказать в этом вам не имеют права. С этим документом можно обратиться в РЖД в течение 45 дней с претензией, написанной в произвольной форме. Ответ обязаны дать письменно в течение 30 дней.
Если из-за задержки рейса вы не только потеряли нервы, но и понесли вполне материальные убытки – например не успели на следующий рейс, то в соответствии со статьей 13 Закона «О защите прав потребителей» вам должны вернуть и сопутствующие расходы. Вплоть до размещения в гостинице, если, например, серьезно задержался ночной поезд.
Отказать в компенсации могут только в одном случае – если имели место чрезвычайные обстоятельства, не зависящие от железной дороги. Например, стихийные бедствия, военные действия, теракты, технические неполадки, угрожающие жизни или здоровью пассажиров, забастовка на рельсах, наконец. Все эти обстоятельства относятся к форс-мажору, за них компенсация не положена.
Кто не успел
Иногда пассажир сам отказывается от поездки или опаздывает на поезд. Но даже в случае «сам виноват» можно рассчитывать на частичный возврат денежных потерь.
При возврате билета в кассу более чем за 15 часов до отправления вам должны вернуть практически полную стоимость билета (за исключением сервисных сборов). Если до отправления поезда осталось от 4 до 15 часов – вернется стоимость билета, за исключением половины цены плацкарты (стоимость места в вагоне). Сдавая билет менее чем за 4 часа до отхода поезда, вы потеряете все деньги за плацкарту, но примерно 70% от уплаченной суммы вам все же вернут.
Мало кто знает, что «отбить» часть денег можно даже после отправления поезда. В течение трех часов можно получить новый билет с небольшой доплатой (порядка 25%) либо получить деньги за неиспользованный билет с удержанием стоимости плацкарты (тех же 25%).
Если ваше опоздание произошло по серьезной причине – болезнь, трагедия, авария, то право на проезд продлевается на 3 дня, но нужно будет предоставить письменные доказательства – справку в гаи, из больницы и т.д.
В дороге все возможно – даже анекдотичный случай, когда пассажир зазевался на остановке и отстал от поезда. В этом случае нужно сразу же обратиться на станцию. Дежурный по вокзалу свяжется с начальником вашего поезда, и ваши вещи выгрузят на ближайшей остановке, которая длится более 10 минут. Дальнейший путь не будет гладким и быстрым – сначала вас доставят до станции, где «высадили» вещи, и только потом до станции прибытия, но по крайней мере «догонять ушедший поезд» вы будете бесплатно – никаких доплат не потребуется.
|